15 ноября в 10:20 поезд X8083 отправился со станции Туаньцзецунь города Чунцин (Юго-Западный Китай) в немецкий город Дуйсбург. Это 100-тысячный по счету поезд, следующий по маршрутам международных железнодорожных грузоперевозок Китай-Европа.
Статистика впечатляет: в мае этого года общее количество отправленных поездов Китай-Европа достигло 90 тыс., а в ноябре — более 100 тыс. Согласно данным, изначально для организации 10 тыс. рейсов требовалось 90 месяцев, сегодня этот процесс занимает всего 6 месяцев.
Некогда торговые караваны верблюдов создавали величественную панораму Великого Шелкового пути; теперь курсирующие поезда «рисуют» еще более масштабную картину взаимовыгодного сотрудничества.
За более чем десятилетие развития сеть маршрутов поездов Китай-Европа стала поистине разветвленной. Внутри Китая 93 линии соединяют 125 городов, а за его пределами охватывают 227 городов 25 европейских стран и более ста городов в 11 азиатских государствах.
«Караван стальных верблюдов» курсирует со значительной регулярностью, еженедельно около 7 поездов отправляются в Европу и 6 возвращаются обратно. Они играют ключевую роль в содействии развитию международной торговли. Всего было перевезено свыше 11 млн стандартных контейнеров. Ассортимент грузов превышает 50 тыс. наименований в 53 товарных категориях, а их совокупная стоимость оценивается в более чем 420 млрд долларов США.
Немецкие автомобили, польские яблоки, голландский сыр, казахстанская мука — благодаря этим поездам все большему числу стран вдоль маршрутов удалось увеличить доступ к китайскому рынку. В 2023 году объем торговли яблоками между Китаем и Польшей вырос на 23,2% в годовом выражении.
В то же время все больше электронной продукции, бытовой техники, электромобилей и других товаров, производимых Китаем, доставляются в Центральную Азию и Европу быстрее и реализуются по более конкурентоспособным ценам, что способствует успешному выходу китайской продукции на международные рынки.
Грузовое железнодорожное сообщение Китай-Европа позволило китайским городам в дальнейшем расширить открытость внешнему миру.
Внутри страны целый ряд городов, не имеющих ни выхода к морю, ни приграничного положения, благодаря этим железнодорожным маршрутам превратились в новые форпосты внешней открытости. Так, горный город Чунцин, используя преимущества железнодорожного сообщения, добился среднегодового прироста объема производства экспортно-ориентированной продукции на 30%. Чэнду (провинция Сычуань, Юго-Западный Китай) и Чжэнчжоу (провинция Хэнань, Центральный Китай) стали крупными центрами международной торговли и современными логистическими хабами мирового уровня.
За рубежом железнодорожные маршруты Китай-Европа выступают катализатором появления множества новых логистических центров, промышленных комплексов, торговых узлов и индустриальных парков, формируя значительное количество рабочих мест для местного населения. В немецком порту Дуйсбург после запуска железнодорожного сообщения обосновались сотни логистических компаний, что привело к созданию более 20 тыс. рабочих мест. На польской пограничной станции Малашевиче объем грузоперевозок увеличился в разы, в результате чего местная экономика получила заметное развитие.
С момента ввода в эксплуатацию железнодорожные поезда Китай-Европа функционируют бесперебойно, безопасно и стабильно, представляя собой принципиально новую модель транспортного сообщения между Азией и Европой. Они служат эффективной платформой для торгово-экономического сотрудничества вдоль маршрутов следования, обеспечивают устойчивость международных производственных цепочек и цепочек поставок, придавая дополнительный импульс росту мировой экономики.
Каждый железнодорожный маршрут Китай-Европа связывает между собой множество городов и задействует различные системы железнодорожных правил. Успешное функционирование этого сообщения — результат неустанных усилий Китая по обеспечению институциональной открытости высокого уровня. КНР активно способствует гармонизации международных правил железнодорожных перевозок: были последовательно созданы Координационный комитет по перевозкам по маршрутам Китай-Европа и совместная рабочая группа по перевозкам контейнерными поездами в сообщении Китай-Европа. Таможенные и железнодорожные ведомства тесно сотрудничают, разработав и внедрив цифровую портовую систему 95306, что значительно повысило эффективность и упростило процедуры таможенного оформления.
Благодаря постепенному расширению институциональной открытости в сфере правил, институтов, управления и стандартов железнодорожное сообщение Китай-Европа существенно усилило взаимосвязанность на евразийском континенте.
Круглосуточно функционирующее железнодорожное сообщение Китай-Европа продолжает непрерывно совершенствоваться. В частности, стартовал Транскаспийский международный транспортный маршрут из Китая в Европу, по которому ежесуточно отправляется по одному поезду; увеличилось количество поездов, следующих по единому расписанию; а также укрепилось взаимодействие между железнодорожным маршрутом Китай-Европа и Китайско-лаосской железной дорогой. Вне сомнений, это способствует постоянному углублению и практической реализации открытости внешнему миру на высоком уровне.
Железнодорожное сообщение Китай-Европа продолжает набирать обороты и наращивает сотрудничество, от которого выигрывают все участники.
Источник: газета «Жэньминь жибао»